Бессмертие в своем фундаментальном смысле не означает просто какой-то род персонального выживания после телесной смерти; мы бессмертны вечностью нашего самосуществования без начала или конца, за пределами всей последовательности физических рождений и смертей, через которые мы проходим, за пределами чередований нашего существования в этом и других мирах: безвременное существование духа является истинным бессмертием. Есть, без сомнения, второе значение слова, которое имеет свою истину; ибо в результате этого истинного бессмертия существует постоянное продолжение нашего временного существования и переживания от жизни к жизни, от мира к миру после распада физического тела: но это - естественное следствие нашей безвременности, которая выражает себя здесь как вечность в вечном Времени. Реализация безвременного бессмертия приходит знанием себя в Не-рождении и Не-становлении и неизменного духа внутри нас: реализация бессмертия во времени приходит знанием себя в рождении и Становлении и его трансляцией в чувство постоянной идентичности души во всех переменах ума, жизни и тела; это тоже - не просто выживание, это - безвременность, переведенная в проявление во Времени. Первой реализацией мы становимся свободными от затемняющего подчинения цепи рождения и смерти, высшая цель стольких индийских дисциплин; второй реализацией, добавленной к первой, мы становимся способны владеть свободно, с правильным знанием, без неведения, без пут цепи наших действий, переживаниями духа в его последовательностях вечности времени. Реализация безвременного существования сама по себе не может содержать истину переживания постоянного себя в вечном Времени; реализация выживания после смерти само по себе еще может оставить место для начала или конца нашего существования. Но в любой реализации, истинно постигаемой как одна и другая сторона одной истины, существовать сознательно в вечности, а не в оковах часа и последовательности мгновений является субстанцией изменения: так что существовать является первым состоянием божественного сознания и божественной жизни. Владеть и править из этой внутренней вечности бытия ходом и процессом становления - второе, динамичное состояние с, как его практическим результатом, духовным самообладанием и самогосподством. Эти изменения возможны только отшагиванием из нашей засасывающей материальной поглощенности, - это не обязательно означает отвергание или отрицание жизни в теле, - и постоянной жизнью на внутренних и верхних планах ума и духа. Ибо поднятие нашего сознания в его духовный принцип осуществляется восхождением и отшагиванием внутрь, - оба эти движения фундаментальны, - из нашей преходящей жизни от мгновения к мгновению в вечную жизнь нашего бессмертного сознания; но с этим приходит также расширение нашего уровня сознания и поля деятельности во времени и приятие и более высокое использование нашего ментального, нашего витального, нашего телесного существования. Там поднимается знание нашего существа, больше не как сознания, зависящего от тела, а как вечного духа, который использует все миры и все жизни для различного самопереживания; мы видим наше существо духовной сущностью, обладающей продолжающейся душою-жизнью, постоянно развивающей свои активности через последовательные физические существования, существо, обусловливающее свое собственное становление. В этом знании, не идеативном, а ощущаемом в самой нашей субстанции, становится возможным жить не как рабы слепого кармического принуждения, а как хозяева, - подчиненные только Божеству внутри нас, - нашего существа и природы.
Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная
Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная