Движение по Крымскому мосту, повреждённому в результате теракта, удалось восстановить рекордными темпами. Уже в субботу было запущено и автомобильное, и железнодорожное сообщение, прерванное в результате ЧП. Как объясняют специалисты, феноменальная устойчивость моста была заложена ещё на стадии проектирования.
Как пишет железнодорожный эксперт Сергей Сигачёв, проект Крымского моста предусматривал монтаж двух раздельных надвижных плетей с опорой на единую монолитную 12-свайную конструкцию, но тоже раздельно. «То есть в случае подрыва одной плети вторая остается в целости и сохранности по силовым элементам. Так что неизвестному нам инженеру надо давать медаль «За спасение логистики Крыма» или «За технологическую устойчивость стратегического сооружения». Свайный монолит, наверное, можно взять только ядерным взрывом, а вот более хрупкие плети оказались независимы друг от друга. И движение по второй из них возобновилось почти немедленно», – пояснил Сигачев.
Сенатор от Крыма Сергей Цеков отмечает, что оценка повреждений ещё продолжается, но он убежден, «что мост постараются восстановить в короткие сроки». Всероссийский союз страховщиков (ВСС) оценил ущерб от пожара в 200-500 миллионов рублей. «Все заряжены на быстрое восстановление Крымского моста. Мы были железно убеждены, что охрана моста надежная, но видите, как получилось... Но Россия всегда оказывала нам огромную помощь и сейчас жители полуострова, как и страна в целом, не сомневаются в этом», – добавил собеседник. К обследованию подводных конструкций моста уже приступили водолазы.
Не менее важно и то, как показали себя во время ЧП экстренные службы. В частности, по словам главы МЧС Куренкова, железнодорожная часть моста могла пострадать гораздо сильнее, но этого удалось избежать. «Оперативные, слаженные и высокопрофессиональные действия сотрудников обеспечили быструю локализацию огня. Быстрая расцепка состава позволила избежать распространения огня - из 59 вагонов сгорело только девять, тем самым была спасена железнодорожная часть моста от более серьезных повреждений», заявил Куренков.
Крымский политолог Владимир Джаралла подчеркивает, что в условиях экстренных событий российская система работает наиболее эффективно на всех уровнях. «Координация крымских, севастопольских властей и федерального центра уже налицо. Мы вспоминаем 2014-2018 годы, когда такая координация спасала всю ситуацию и мост был введен в действие. Связка по-прежнему работает и это залог успеха», – считает Джаралла.
По его мнению, сюрпризом оказалось то, что авария на железнодорожном полотне оказалась незначительной – будет заменено только электрооборудование.
Кроме того, уцелевшая часть автомобильного полотна позволила запустить реверсное движение автомобилей (направление движения по одной полосе может изменяться на противоположное) через несколько часов после взрыва.
Полноценное восстановление моста потребует замены поврежденных пролётов, а о ремонте опор говорить рано, нужно дождаться оценок экспертов на предмет повреждений. «При подготовке каждый пролёт делали в нескольких вариантах – дублирующих. На каждый уходило несколько месяцев – то есть подготовка, отливка, отстаивание бетона. Если пролёты сохранились, то сроки ремонта могут быть значительно сокращены. Если же нет, то это будет длительный процесс», – пояснил собеседник.
По итогам осмотра повреждений вице-премьер Марат Хуснуллин (глава комиссии по ликвидации последствий ЧП) заявил, что уже заказаны стройматериалы для восстановления повреждённых пролётов. Строители также уже собраны. Нет сомнений, что мост будет полностью восстановлен в кратчайшие сроки.