Велесова книга – наиболее спорный источник дохристианской письменности Руси. Все, кто, когда либо, о ней слышал, разделились на два «враждующих» лагеря. Сторонники одного, опираясь на высказывания маститых учёных, безапелляционно утверждают, что это банальная фальсификация. Сторонники другого, видят в ней ценнейший источник неизвестной древнейшей истории Руси до её христианизации. Эта статья открывает цикл работ посвящённых доказательству того, что Велесова книга является достойным артефактом, способным раскрыть интересующимся историей отечества, её неизвестные страницы долгое время покрытые мраком забвения.
Одно из центральных мест повествования Велесовой книги занимает информация о великом предке всех славян Ории, в частности там сообщается:
После Богумира был Орий с сыновьями своими.
Пробудились в ночи славяне от грома великого и дрожанья земли.
И слышат они жуткое ржание коней обуянных страхом,
которые стойла разбивают и рвутся вон из селения.
Овцы пропали.
Наутро увидели, что все жилища разрушены,
а в долинах горы выросли.
А в огромной дыре в земле пропали следы многих,
и более их ни кто не видел.
Познали славяне великий голод,
ни чего не имели они чтобы себя прокормить.
Обратились тогда отцы к Орию:
"Веди нас вон!"
И отвечал им Орий:
"Тогда буду я над вами всеми с сынами моими (старшим)."
И пошли Кий, Щек и Хорив - три сына Ория - искать другую землю.
С тех пор род славянский дожил до дней сегодняшних.
Тогда двое сыновей Ория пошли на заход солнца.
И видели там много чудес и травы злачные.
Вернувшись к отцу, рассказали ему, как прекрасен край тот.
Многие племена и роды, изъявили желание следовать по той тропе,
и пришли они к отцу Орию.
И сказал отец Орий сыновьям своим:
"Будьте первыми над родами всеми,
потому что не захотели рода те делиться на своих и чужих."
Таким образом, известная из «Повести временных лет» легенда о Кие, Щеке и Хориве получает своё подтверждение в независимом источнике.
Велесова книга, также сообщает:
«От отца Ория до Дира прошло тысяча пятьсот лет…»
Из «Повести временных лет» известно, что Дир был Киевским князем как минимум с 862 по 866 г. Таким образом, поход Ория относится к 638 г. до н.э.
В это время на земли славян вторглись язы (кавказские народы Прикаспия). Скифский князь Кисек совместно с Голуньским князем Орием отразили нашествие язов.
Из «Велесовой книги»:
«Пришли язы в край его, и стали скотину забирать. И тогда Кисек налетел на них, и бился с ним день, и второй день бился, и все люди его бились. Огласилась земля гаем вороньем, несчётные стаи ели останки людей мечами порубленных. И сказал отец Орий: «Чернота смертельная надвигается, плугом своим пашет совсем рядом, и (людей) ест дерзко.» И мерзко стало на сердце Оревом, и возопил он родичам: «Поддержите Кисека и людей его. Седлайте коней все!» И бросились все на язов, и бились с ними, пока не разбили их совсем.»
В этом же году князь Кий основывает город Киев.
Из Велесовой книги»:
«Кий поставил город, которому дали имя Киев. И там мы жили зиму и потекли на юг, и там скот пасли первое лето.»
Итак, мы видим, что Орий основал свой племенной союз на землях Среднерусской возвышенности. По ходу повествования земля эта называется то Семиречьем, то Пятиречье.
Посмотрим на карту современной Среднерусской возвышенности. Нетрудно заметить на ней истоки следующих больших рек: Днепр, Северная Двина, Западная Двина (Даугава), Дон, Волга, которые, и определялись волхвами как Пятиречье. Но в повседневной практике использовались ещё две речные артерии: Клязьма, впадающая в Оку, и Ока впадающая в Волгу. Таким образом, в повседневном речевом обороте эти земли получили название Семиречье.
Итак, Велесова книга, достаточно точно описывает земли, на которых в последующем формировался костяк этнически связанных между собой племён в дальнейшем объединённых под названием Русколань, а чуть позже Русь.
Одно из центральных мест повествования Велесовой книги занимает информация о великом предке всех славян Ории, в частности там сообщается:
После Богумира был Орий с сыновьями своими.
Пробудились в ночи славяне от грома великого и дрожанья земли.
И слышат они жуткое ржание коней обуянных страхом,
которые стойла разбивают и рвутся вон из селения.
Овцы пропали.
Наутро увидели, что все жилища разрушены,
а в долинах горы выросли.
А в огромной дыре в земле пропали следы многих,
и более их ни кто не видел.
Познали славяне великий голод,
ни чего не имели они чтобы себя прокормить.
Обратились тогда отцы к Орию:
"Веди нас вон!"
И отвечал им Орий:
"Тогда буду я над вами всеми с сынами моими (старшим)."
И пошли Кий, Щек и Хорив - три сына Ория - искать другую землю.
С тех пор род славянский дожил до дней сегодняшних.
Тогда двое сыновей Ория пошли на заход солнца.
И видели там много чудес и травы злачные.
Вернувшись к отцу, рассказали ему, как прекрасен край тот.
Многие племена и роды, изъявили желание следовать по той тропе,
и пришли они к отцу Орию.
И сказал отец Орий сыновьям своим:
"Будьте первыми над родами всеми,
потому что не захотели рода те делиться на своих и чужих."
Таким образом, известная из «Повести временных лет» легенда о Кие, Щеке и Хориве получает своё подтверждение в независимом источнике.
Велесова книга, также сообщает:
«От отца Ория до Дира прошло тысяча пятьсот лет…»
Из «Повести временных лет» известно, что Дир был Киевским князем как минимум с 862 по 866 г. Таким образом, поход Ория относится к 638 г. до н.э.
В это время на земли славян вторглись язы (кавказские народы Прикаспия). Скифский князь Кисек совместно с Голуньским князем Орием отразили нашествие язов.
Из «Велесовой книги»:
«Пришли язы в край его, и стали скотину забирать. И тогда Кисек налетел на них, и бился с ним день, и второй день бился, и все люди его бились. Огласилась земля гаем вороньем, несчётные стаи ели останки людей мечами порубленных. И сказал отец Орий: «Чернота смертельная надвигается, плугом своим пашет совсем рядом, и (людей) ест дерзко.» И мерзко стало на сердце Оревом, и возопил он родичам: «Поддержите Кисека и людей его. Седлайте коней все!» И бросились все на язов, и бились с ними, пока не разбили их совсем.»
В этом же году князь Кий основывает город Киев.
Из Велесовой книги»:
«Кий поставил город, которому дали имя Киев. И там мы жили зиму и потекли на юг, и там скот пасли первое лето.»
Итак, мы видим, что Орий основал свой племенной союз на землях Среднерусской возвышенности. По ходу повествования земля эта называется то Семиречьем, то Пятиречье.
Посмотрим на карту современной Среднерусской возвышенности. Нетрудно заметить на ней истоки следующих больших рек: Днепр, Северная Двина, Западная Двина (Даугава), Дон, Волга, которые, и определялись волхвами как Пятиречье. Но в повседневной практике использовались ещё две речные артерии: Клязьма, впадающая в Оку, и Ока впадающая в Волгу. Таким образом, в повседневном речевом обороте эти земли получили название Семиречье.
Итак, Велесова книга, достаточно точно описывает земли, на которых в последующем формировался костяк этнически связанных между собой племён в дальнейшем объединённых под названием Русколань, а чуть позже Русь.