Уже бытует мнение, что литературная критика в России, да и на всем постсоветском пространстве, умерла. Так ли это, на самом деле?!
Вряд ли. Она не умерла, а приобрела современные очертания, где краткость, будучи самоцелью, — сестра таланта, ибо нынешнему читателю довольно получить от эксперта совет: читать такое-то произведение для поднятия духа или не читать; умный же читатель, кажется, обходится и без советов горе-критиков, ибо имеет свой вкус, культуру, воспитание и точку зрения. Но зрелых читателей, к сожалению, мало, а литература, которая издается огромными тиражами, лишь доказывает этим, что ее можно и не читать зрелому читателю. Разумеется, есть и исключения, но лишь исключения из правил. В такой ситуации не может печататься литература, к которой время от времени хочется возвращаться, получая как интеллектуальное, так и эстетическое удовольствие — и не только удовольствие, а возможность лучше понять жизнь, научится критически смотреть на вещи, учиться быть самостоятельным; современная же литература, пользующаяся спросом у нынешних потребителей — да, да, именно, потребителей, а не читателей, хотя формально они читатели, лишь формально, — рассчитана на развлекательность, а также на извлечения из нее практических советов или, как это сейчас называют, лафйхаков, которые пользуются постоянно спросом у людей, вовлеченных в психологические разборки, бизнес и в том же роде, а также как выжить в условиях города. Надо также отметить, что в такой обстановке возрастает роль религиозной литературы, полной религиозной философии и мракобесия, которая всегда пользуется спросом у мещан или обывателей, ибо у них в жизни два развлечения: еда и поход в церковь (мечеть). Так и получается на сотню издаваемых книг приходится лишь одна достойная внимания зрелого и умного читателя. А так как таких книг издается мало, да еще и малыми тиражами, умному читателю приходится обращаться к помощи электронной книги или к старым советским изданиям: как к отечественным, так и переведенным зарубежным, где советские переводы на порядок лучше современных, к примеру, книга «Спартак» Рафаэлло Джованьоли.
Есть также аудиокниги, создаваемые инициативными чтецами-декламаторами, создающими аудиоверсии старых печатных изданий, за что им благодарны 3% из 100 любителей аудиокниг! Однако эти 3% ментально и духовно перевешивают остальные 97%, которые подсознательно идут на поводу у производителей не самых лучшей литературы с пошлым содержанием.
Таким образом, в таких условиях литературный критик не может не эволюционировать в то, что мы сегодня наблюдаем — должен быть уже другим! — ведь, он тоже хочет кушать, а значит, работать на конъюнктуру потребительского рынка. И еще. Как говорится, есть спрос, есть и предложение.
Вместо разбора произведения теперь от критика требуется либо хулить, либо хвалить. В результате подмены анализа крайне едким высмеиванием и иногда непристойными похвалами писатели средней руки чувствуют себя гениями, а действительно талантливые получают в свои руки целый аппарат поставленного на поток очковтирательства. Впаянный в крупный издательский бизнес литератор-новый-классик годами производит искусно сработанный набор своего фирменного «Лего», а литературный критик знай нахваливает, разучившись задавать такие элементарные, но такие жизненно важные вопросы. Такова нынешняя литкритика, которая вроде не умерла, но от которой попахивает трупным запахом.
Сегодняшнему читателю, который в качестве отзывов пишет такие уже избитые фразы на прочитанную им книгу: «О классно!», «О круто!» и в том же роде, не нуждается в анализе литературных произведений — ему главное, чтобы сюжетец был захватывающий и не замарачиваться на сложноподчиненных предложениях и прочих оборотах, а также непонятных словах, связанные с науками или этнографией. Но, согласитесь, это хорошо для юного читателя, но никак не для взрослого!
Теперь, стало ясно, откуда растут ноги у такого уже пресловутого явления, как клиповое мышление. Только вопрос в том, куда это в итоге заведет нас?!
Вряд ли. Она не умерла, а приобрела современные очертания, где краткость, будучи самоцелью, — сестра таланта, ибо нынешнему читателю довольно получить от эксперта совет: читать такое-то произведение для поднятия духа или не читать; умный же читатель, кажется, обходится и без советов горе-критиков, ибо имеет свой вкус, культуру, воспитание и точку зрения. Но зрелых читателей, к сожалению, мало, а литература, которая издается огромными тиражами, лишь доказывает этим, что ее можно и не читать зрелому читателю. Разумеется, есть и исключения, но лишь исключения из правил. В такой ситуации не может печататься литература, к которой время от времени хочется возвращаться, получая как интеллектуальное, так и эстетическое удовольствие — и не только удовольствие, а возможность лучше понять жизнь, научится критически смотреть на вещи, учиться быть самостоятельным; современная же литература, пользующаяся спросом у нынешних потребителей — да, да, именно, потребителей, а не читателей, хотя формально они читатели, лишь формально, — рассчитана на развлекательность, а также на извлечения из нее практических советов или, как это сейчас называют, лафйхаков, которые пользуются постоянно спросом у людей, вовлеченных в психологические разборки, бизнес и в том же роде, а также как выжить в условиях города. Надо также отметить, что в такой обстановке возрастает роль религиозной литературы, полной религиозной философии и мракобесия, которая всегда пользуется спросом у мещан или обывателей, ибо у них в жизни два развлечения: еда и поход в церковь (мечеть). Так и получается на сотню издаваемых книг приходится лишь одна достойная внимания зрелого и умного читателя. А так как таких книг издается мало, да еще и малыми тиражами, умному читателю приходится обращаться к помощи электронной книги или к старым советским изданиям: как к отечественным, так и переведенным зарубежным, где советские переводы на порядок лучше современных, к примеру, книга «Спартак» Рафаэлло Джованьоли.
Есть также аудиокниги, создаваемые инициативными чтецами-декламаторами, создающими аудиоверсии старых печатных изданий, за что им благодарны 3% из 100 любителей аудиокниг! Однако эти 3% ментально и духовно перевешивают остальные 97%, которые подсознательно идут на поводу у производителей не самых лучшей литературы с пошлым содержанием.
Таким образом, в таких условиях литературный критик не может не эволюционировать в то, что мы сегодня наблюдаем — должен быть уже другим! — ведь, он тоже хочет кушать, а значит, работать на конъюнктуру потребительского рынка. И еще. Как говорится, есть спрос, есть и предложение.
Вместо разбора произведения теперь от критика требуется либо хулить, либо хвалить. В результате подмены анализа крайне едким высмеиванием и иногда непристойными похвалами писатели средней руки чувствуют себя гениями, а действительно талантливые получают в свои руки целый аппарат поставленного на поток очковтирательства. Впаянный в крупный издательский бизнес литератор-новый-классик годами производит искусно сработанный набор своего фирменного «Лего», а литературный критик знай нахваливает, разучившись задавать такие элементарные, но такие жизненно важные вопросы. Такова нынешняя литкритика, которая вроде не умерла, но от которой попахивает трупным запахом.
Сегодняшнему читателю, который в качестве отзывов пишет такие уже избитые фразы на прочитанную им книгу: «О классно!», «О круто!» и в том же роде, не нуждается в анализе литературных произведений — ему главное, чтобы сюжетец был захватывающий и не замарачиваться на сложноподчиненных предложениях и прочих оборотах, а также непонятных словах, связанные с науками или этнографией. Но, согласитесь, это хорошо для юного читателя, но никак не для взрослого!
Теперь, стало ясно, откуда растут ноги у такого уже пресловутого явления, как клиповое мышление. Только вопрос в том, куда это в итоге заведет нас?!