"Сколько на самом деле прошло времени с момента сотворения мира? Расставляем все точки над "и"
Мой блог посвящён библейской археологии. Часто я пишу в нём о археологических памятниках Святой Земли, которым 10 и более тысяч лет. И нередко читатели в комментариях пишут, что такого не может быть, потому что согласно теории сотворения мира Земле не более 7000 лет. В этой статье я хочу расставить все точки над "и", в пяти следующих пунктах:
Итак, во-первых: в самой Библии не говорится о том, сколько времени существует Земля. Однако многие христиане и иудеи креационистического толка приводят дату около 7500 лет. Откуда взялась такая точная цифра? Когда-то, скорее всего это было в ранние средние века в Византии, учёные и мыслители подсчитали её, сложив время жизни действующих лиц библейских событий.
Насколько такой подсчёт может быть объективным, судите сами.
В Ветхом Завете действительно приводятся генеалогии древних израильских племён, и даже время жизни их патриархов, которое зачастую составляет и 200 лет. Однако как мы увидим далее, Библия документ очень сложный и не подлежит такой буквальной интерпретации. К примеру, что касается такой продолжительности жизни иудейских родоначальников, современные библеисты сходятся во мнении, что под именем одного человека вполне могло скрываться название целого рода.
Во-вторых: Ветхий Завет это очень сложный исторический документ, которому более трёх тысяч лет и который составлялся и дополнялся на протяжении двух тысяч лет разными людьми. Более того, его авторы черпали информацию из самых разных исторических источников.
Так, большая часть Книги Бытия, из которой мы, собственно, и узнаём о Сотворении Мира, составлена на основе месопотамских языческих (!) мифов, которые переводились с клинописных табличек, причём переводчик в процессе перевода "конвертировал" многобожие в единобожие, но в некоторых местах допустил ошибки. Речь в частности идёт о тех местах, где Бог говорит о себе во множественном числе - именно эти места смущали первых Христиан ещё в 1 веке нашей эры.
Эти клинописные таблички науке известны. Это известный миф о богине Нин-Ти, которая вылечила другого бога от болезни. Часть её имени, знак "ти", пишется на клинописи так же, как и "ребро". В результате многочисленных переводов этого мифа, добавлений, интерпретаций и новых переводов и появился всем известный миф о Адаме и Еве.
Что такое миф? Это древнее предание, в корне которого всегда заключено какое-то событие, которое произошло очень давно и память о котором оказалась утраченной. С мифом историческая наука может и должна работать, так как в нём содержится реальная историческая информация.
Начало Книги Бытия несёт именно мифический характер, а не информативный.
В третьих: креационизм - это сектантское течение. Креационизм и дословная интерпретация Книги Бытия является полностью протестантским течением, которое в сегодняшнее время поддерживают многочисленные секты протестантского толка, самая известна из которых - адвентисты.
Именно на дословной интерпретации Библии построена церковь адвентистов. Адвентисты действительно дословно верят в то, что написано в Библии, и тщательно это соблюдают. В частности, на основании первой главы Книги Бытия (Быт. 1:29) адвентисты практикуют полный отказ от мяса и продуктов животного происхождения и питаются лишь растительной пищей.
Именно представители этого протестантского течения являются наиболее рьяными фанатами теории Сотворения Мира, основывающейся на дословной интерпретации Библейских текстов. Многие известные учёные, отстаивающие эту теорию, являются именно адвентистами. Самый известный из них это Вальтер Вайс, являющийся биологом по образованию. Именно его руке принадлежит ряд книг, якобы научными методами доказывающих полную историчность Книги Бытия. Однако способ его аргументации полностью соответствует способу аргументации других альтернативных исторических течений, к примеру Фоменко - это восполнение пробелов исторической науки контрафактами и рядом построенных на них интерпретаций, на которых обычному учёному ответить просто нечего, кроме того, что это не так. Такой способ аргументации противоречит логическим принципам и является чистой манипуляцией.
Да что уж говорить, в конце 20 века наряду с альтернативной историей креационизм стал обычным бизнесом, приносящим немалый доход авторам креационистических книг, и в частности, их лекциям, с которыми последние путешествуют по миру в рамках специально организованных турне.
В четвёртых: Ветхий Завет не является частью христианской мысли. Ещё первые христиане отрицали его, считая устаревшим и "ветхим". В точности как говорил Христос, когда говорил про новое вино, которое не наливают в старые мехи:
"И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет" (Лк. 5:37).
Христианство вышло из Иудаизма как одно из его течений. В 70 году, во время падения Иерусалима, которое предсказывал Христос за 40 лет до этого (число 40 было священным и у иудеев, и у христиан), христиане действительно поступили так, как им сказал Христос: массово покинули этот город. За это они стали предателями в глазах других иудеев, отношения между христианами и другими религиозными течениями ухудшились, в синагогах были заведены молитвы, исключающие присутствие христиан во время богослужений. В это время можно говорить об отделении христианской церкви в самостоятельную.
Так вот, Ветхий Завет христиане тогда как бы оставили иудеям. Потому что многое, что они находили в его текстах, не соответствовало их новому мировоззрению христианской любви: Бог здесь был слишком похож на человека, он наказывал, вёл войны, часто менял своё мнение и даже прогуливался по саду. Примерно в это же время христиане составляют Новый Завет, который содержит именно христианское учение.
Кажется странным, что спустя 2000 лет христиане вновь стали настаивать на дословной исторической интерпретации этих древних иудейских текстов. Многие представители Православной Церкви действительно придерживаются протестантского креационистического течения, работе, поддерживающей это направление, даже посвящена деятельность монахов одного из православных монастырей. И казалось бы, зря, потому что:
в пятых. Креационизм изначально не является частью православного мировоззрения, коим является эсхатология. Именно эсхатологическое понятие времени ближе всего православному человеку. Это время, сосредоточившееся в одной точно, где есть и начало и конец, всё что было, есть и даже будет. И в этом времени существует эсхатологический Человек - Адам. На этот раз настоящий Адам, а не мифический, со всеми его мыслями и поступками, которые он даже не совершал, но мог бы совершить.
Именно эсхатологическое время изображено на иконах. На одном образе один и тот же человек может быть изображён несколько раз в нескольких событиях. Это время - вечность. Так, на этой иконе Преображение Господне мы одновременно видим, как Христос со своими учениками поднимается на гору Фавор, видим само Преображение Господа, и наконец даже то, как Христос с учениками спускаются с горы:
Преображение Господне, неизвестный иконописец, 1403 год, Третьяковская галерея. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/
Преображение Господне, неизвестный иконописец, 1403 год, Третьяковская галерея. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/
Что означает история в эсхатологии? Да собственно и ничего, лишь сменяющиеся декорации, окружающие человека после грехопадения на пути к его спасению и существующие лишь для того, чтобы сбить его с толку. Вся история это лишь один миг, а видимый материальный мир - это лишь ложь Дьявола. Вот, в очень грубых чертах, идеи, которые бы мог отстаивать православный человек, но уж никак не чуждый нам фанатичный креационизм.
В целом же историческое познание и традиционная историческая наука, со всеми её плюсами и минусами, никак не противоречит основам христианской веры и учению Христа.
Поэтому нет никаких оснований утверждать, что археологические памятники, которые зачастую насчитывают миллионы лет, не имеют право на существование."
Мой блог посвящён библейской археологии. Часто я пишу в нём о археологических памятниках Святой Земли, которым 10 и более тысяч лет. И нередко читатели в комментариях пишут, что такого не может быть, потому что согласно теории сотворения мира Земле не более 7000 лет. В этой статье я хочу расставить все точки над "и", в пяти следующих пунктах:
Итак, во-первых: в самой Библии не говорится о том, сколько времени существует Земля. Однако многие христиане и иудеи креационистического толка приводят дату около 7500 лет. Откуда взялась такая точная цифра? Когда-то, скорее всего это было в ранние средние века в Византии, учёные и мыслители подсчитали её, сложив время жизни действующих лиц библейских событий.
Насколько такой подсчёт может быть объективным, судите сами.
В Ветхом Завете действительно приводятся генеалогии древних израильских племён, и даже время жизни их патриархов, которое зачастую составляет и 200 лет. Однако как мы увидим далее, Библия документ очень сложный и не подлежит такой буквальной интерпретации. К примеру, что касается такой продолжительности жизни иудейских родоначальников, современные библеисты сходятся во мнении, что под именем одного человека вполне могло скрываться название целого рода.
Во-вторых: Ветхий Завет это очень сложный исторический документ, которому более трёх тысяч лет и который составлялся и дополнялся на протяжении двух тысяч лет разными людьми. Более того, его авторы черпали информацию из самых разных исторических источников.
Так, большая часть Книги Бытия, из которой мы, собственно, и узнаём о Сотворении Мира, составлена на основе месопотамских языческих (!) мифов, которые переводились с клинописных табличек, причём переводчик в процессе перевода "конвертировал" многобожие в единобожие, но в некоторых местах допустил ошибки. Речь в частности идёт о тех местах, где Бог говорит о себе во множественном числе - именно эти места смущали первых Христиан ещё в 1 веке нашей эры.
Эти клинописные таблички науке известны. Это известный миф о богине Нин-Ти, которая вылечила другого бога от болезни. Часть её имени, знак "ти", пишется на клинописи так же, как и "ребро". В результате многочисленных переводов этого мифа, добавлений, интерпретаций и новых переводов и появился всем известный миф о Адаме и Еве.
Что такое миф? Это древнее предание, в корне которого всегда заключено какое-то событие, которое произошло очень давно и память о котором оказалась утраченной. С мифом историческая наука может и должна работать, так как в нём содержится реальная историческая информация.
Начало Книги Бытия несёт именно мифический характер, а не информативный.
В третьих: креационизм - это сектантское течение. Креационизм и дословная интерпретация Книги Бытия является полностью протестантским течением, которое в сегодняшнее время поддерживают многочисленные секты протестантского толка, самая известна из которых - адвентисты.
Именно на дословной интерпретации Библии построена церковь адвентистов. Адвентисты действительно дословно верят в то, что написано в Библии, и тщательно это соблюдают. В частности, на основании первой главы Книги Бытия (Быт. 1:29) адвентисты практикуют полный отказ от мяса и продуктов животного происхождения и питаются лишь растительной пищей.
Именно представители этого протестантского течения являются наиболее рьяными фанатами теории Сотворения Мира, основывающейся на дословной интерпретации Библейских текстов. Многие известные учёные, отстаивающие эту теорию, являются именно адвентистами. Самый известный из них это Вальтер Вайс, являющийся биологом по образованию. Именно его руке принадлежит ряд книг, якобы научными методами доказывающих полную историчность Книги Бытия. Однако способ его аргументации полностью соответствует способу аргументации других альтернативных исторических течений, к примеру Фоменко - это восполнение пробелов исторической науки контрафактами и рядом построенных на них интерпретаций, на которых обычному учёному ответить просто нечего, кроме того, что это не так. Такой способ аргументации противоречит логическим принципам и является чистой манипуляцией.
Да что уж говорить, в конце 20 века наряду с альтернативной историей креационизм стал обычным бизнесом, приносящим немалый доход авторам креационистических книг, и в частности, их лекциям, с которыми последние путешествуют по миру в рамках специально организованных турне.
В четвёртых: Ветхий Завет не является частью христианской мысли. Ещё первые христиане отрицали его, считая устаревшим и "ветхим". В точности как говорил Христос, когда говорил про новое вино, которое не наливают в старые мехи:
"И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет" (Лк. 5:37).
Христианство вышло из Иудаизма как одно из его течений. В 70 году, во время падения Иерусалима, которое предсказывал Христос за 40 лет до этого (число 40 было священным и у иудеев, и у христиан), христиане действительно поступили так, как им сказал Христос: массово покинули этот город. За это они стали предателями в глазах других иудеев, отношения между христианами и другими религиозными течениями ухудшились, в синагогах были заведены молитвы, исключающие присутствие христиан во время богослужений. В это время можно говорить об отделении христианской церкви в самостоятельную.
Так вот, Ветхий Завет христиане тогда как бы оставили иудеям. Потому что многое, что они находили в его текстах, не соответствовало их новому мировоззрению христианской любви: Бог здесь был слишком похож на человека, он наказывал, вёл войны, часто менял своё мнение и даже прогуливался по саду. Примерно в это же время христиане составляют Новый Завет, который содержит именно христианское учение.
Кажется странным, что спустя 2000 лет христиане вновь стали настаивать на дословной исторической интерпретации этих древних иудейских текстов. Многие представители Православной Церкви действительно придерживаются протестантского креационистического течения, работе, поддерживающей это направление, даже посвящена деятельность монахов одного из православных монастырей. И казалось бы, зря, потому что:
в пятых. Креационизм изначально не является частью православного мировоззрения, коим является эсхатология. Именно эсхатологическое понятие времени ближе всего православному человеку. Это время, сосредоточившееся в одной точно, где есть и начало и конец, всё что было, есть и даже будет. И в этом времени существует эсхатологический Человек - Адам. На этот раз настоящий Адам, а не мифический, со всеми его мыслями и поступками, которые он даже не совершал, но мог бы совершить.
Именно эсхатологическое время изображено на иконах. На одном образе один и тот же человек может быть изображён несколько раз в нескольких событиях. Это время - вечность. Так, на этой иконе Преображение Господне мы одновременно видим, как Христос со своими учениками поднимается на гору Фавор, видим само Преображение Господа, и наконец даже то, как Христос с учениками спускаются с горы:
Преображение Господне, неизвестный иконописец, 1403 год, Третьяковская галерея. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/
Преображение Господне, неизвестный иконописец, 1403 год, Третьяковская галерея. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/
Что означает история в эсхатологии? Да собственно и ничего, лишь сменяющиеся декорации, окружающие человека после грехопадения на пути к его спасению и существующие лишь для того, чтобы сбить его с толку. Вся история это лишь один миг, а видимый материальный мир - это лишь ложь Дьявола. Вот, в очень грубых чертах, идеи, которые бы мог отстаивать православный человек, но уж никак не чуждый нам фанатичный креационизм.
В целом же историческое познание и традиционная историческая наука, со всеми её плюсами и минусами, никак не противоречит основам христианской веры и учению Христа.
Поэтому нет никаких оснований утверждать, что археологические памятники, которые зачастую насчитывают миллионы лет, не имеют право на существование."